Страховая компания не заплатила или дала слишком мало денег? Решить эту проблему можно. Правда, не все варианты будут безопасными.
Российские страховые компании постоянно сталкиваются с обвинениями в недоплатах. В основном проблемы бывают в ОСАГО, но и с КАСКО далеко не все гладко. Не надо далеко ходить — мне тоже отказывали в выплате. Но поскольку речь шла о мизерном ремонте, тогда я рассудила, что времени и денег на борьбу со страховщиком я потрачу больше. Это, конечно, неправильно. По-хорошему, если вам отказали в выплате или уж слишком ее занизили, так, что на ремонт не хватает, нужно деньги, гарантированные законом, выбивать. Механизм довольно простой. Сначала стоит запросить в страховой компании копии материалов вашего дела. Обязаны предоставить, ничего секретного тут нет и быть не может. Полученные документы — внимательно изучить. Бывает, что даже глаз дилетанта легко находит пропущенные цифры, забытые детали, какието явные ошибки страховщиков в калькуляции. Затем нужно направить в страховую досудебную претензию, в которой четко будет сформулировано, что именно в калькуляции компании не устраивает. То есть писать «вы мне мало дали» нельзя. Нужно ссылаться на законы, нормативы, правила и прочую бюрократию. Как объяснили нам в пресс-службе Российского союза автостраховщиков, «страховщик в 5-дневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него». Из-за сложностей составления обращения и незнания процессуальных хитростей многие водители на этом этапе или сдаются, или пишут претензии неправильно. После чего, конечно, получают отказ. Впрочем, страховые часто отказывают и тем, кто вроде бы сделал все правильно. А вот те, кто, получив отказ, доходят до суда, как правило, возмещение как раз получают в полном объеме. Суды в России, когда речь идет о спорах по ОСАГО или КАСКО, чаще всего встают на сторону автовладельцев. Проблема только в том, что самому заниматься всей этой немыслимой волокитой действительно сложно. И тут на помощь приходят так называемые автоюристы.
Как это делается?
Фирм, предлагающих юридические услуги автовладельцам в России, развелось множество.
Говорят, что едва ли не половина всех выплат по ОСАГО достается не водителям, а автоюристам…
Некоторые из них и правда занимаются исключительно поддержкой и сопровождением клиентов в суде. Но пожалуй, больше тех, кто выкупает долги страховых у водителей. Так называемая цессия в автостраховании совершенно законна. Пока что. Ведь уже несколько лет идет речь о том, чтобы запретить продажу долгов страховых, но до сих пор власти для этого не созрели. Клиент дает автоюристу доверенность на право представления его в суде, на право обращения от его имени в страховую, частенько и на получение выплаты от страховой. Взамен автоюристы дают незадачливому водителю некоторую сумму. Рекламные сайты подобных фирм обещают 80, а то и 90%. На практике, как мы выяснили, обычно дают только половину стоимости долга. В РСА говорят, что работа автоюристов «строится на том, чтобы выкупать за минимальную сумму требования граждан к страховой компании. После этого они по суду для себя взыскивают максимальные суммы, которые мог бы потенциально получить автовладелец». Более того, в последнее время все чаще стали встречаться и случаи мошенничества: автоюристы, получив все от страховой, водителю не отдают ничего. Договоры, конечно, составляются таким образом, что ничего поделать с этим нельзя. Подстраховаться тут можно, только внимательно читая все бумаги и выбирая серьезную юридическую фирму, а не подпольное коллекторское агентство.
Непобедимые
Да, страховщики считают автоюристов чуть ли не самым страшным злом отрасли. По оценкам Дениса Макарова, руководителя управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования», автоюристы в 2014 году получали «40% от общего объема выплат по ОСАГО». А РОМИР даже выпустил статистическое исследование, согласно которому 53% респондентов считают, что основная проблема в сфере автострахования — «автоюристы, которые пользуются несовершенством законодательства». Чуть ли не большинство из недавно введенных правил в сфере ОСАГО преподносились страховщиками в том числе и как средство борьбы с автоюристами. И единой методики особенно не боятся, наоборот, в одной из таких компаний нам рассказали, что с единой методикой оснований для того, чтобы оспорить калькуляцию страховой, стало больше — проще заметить махинации страховщика. То же и с введением обязательного досудебного урегулирования. Да, теперь нельзя ничего получить в суде, не направив предварительно претензию страховой. Но как нам пояснили в пресс-службе РСА, «автоюристы отправляют конверты с пустыми листами и получают соответствующие почтовые уведомления, которые суд принимает в качестве документов, подтверждающих соблюдение процедуры». Продавать или нет долги, конечно, личное дело каждого. Просто будьте осторожны.
Как самому проверить расчет?
Абрамов Андрей, исполнительный директор оценочной компании Аппрайзер считает, что при желании оценить правильность калькуляции страховой компании вы можете сами, используя единую методику калькуляции стоимости возмещения ущерба, причиненного автомобилю в ДТП. Описание методики тут http://okap.ru/service/ocenka-avtotransporta/ocenka-avtomobilya. Она выпущена в прошлом году, и страховщики теперь обязаны делать расчет по выплатам, руководствуясь именно ей. В единой методике подробно описано, как рассчитывать сумму компенсации при тех или иных повреждениях автомобиля, учитываются в том числе и требования производителей. При оценке ущерба эксперты обязаны пользоваться централизованным каталогом, в котором собраны средние цены на все существующие наименования запчастей для поставляемых в Россию автомобилей. Там же есть и сводная таблица цен на ремонтные работы в разных регионах, которая регулярно обновляется. Используя эти данные, можно без труда понять, сколько вам должен страховщик.
Некоторые водители обращаются к автоюристам сразу с места аварии, даже не пытаясь что-то требовать у страховой. С осени прошлого года это запрещено, но автоюристы умеют обходить это ограничение.
50 % от стоимости долга страховой компании готовы выплатить вам автоюристы.