О трансмиссии, приводе и коробках передач

Трансмиссией или системой передачи силового момента от двигательной установки к колесному ходу автомобиля называется комплекс узлов и механизмов, соединяющих эти два агрегата, то есть совокупность деталей, передающих энергию работы двигателя и преобразующих её в кинетическую энергию движения автотранспортного средства.

Из чего состоит трансмиссия легкового авто?

К её устройству можно причислить следующие узлы и агрегаты:

трансмиссиямеханизм сцепления (некоторые источники выделяют его в отдельный узел);
КПП ( коробка переключения скоростей);
«раздатка» или раздаточная коробка;
КОМ (коробка отбора мощности);
главная (основная) передача;
дифференциал;
карданная передача;
Для переднеприводных автомобилей элементом трансмиссии можно назвать и ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), так как он выполняет функцию главной передачи.

По существу, выбор трансмиссии происходит лишь в рамках выбора колесного привода авто и определении вида коробки передач.

Выбор колесного привода легкового автомобиля

Колесный привод в автомобиле бывает:

  • заднего типа;
  • переднего типа;
  • полного типа.

Разница состоит в том, какие колеса являются ведущими. И если в первом варианте это задние колеса, во втором – передние, то в третьем случае в автомобиле все 4 колеса – ведущие, и такие автомобили называются полноприводными. Если выбирать из приводов заднего и переднего типа, то каждый вид имеет свои достоинства и недостатки, которые при движении в городском цикле не так заметны. При езде по проселочным дорогам преимуществом пользуются переднеприводные автомобили, так как нагрузка на ведущую колесную пару из-за переднего расположения мотора и водителя больше, что приводит к лучшей сцепляемости с дорожным покрытием. Это улучшает управляемость и проходимость транспортного средства.

Иной взгляд распространен на трансмиссию полноприводного автомобиля, которая не только конструктивно сложнее, но и имеет большую массу, а также дороже, чем на автомобиле с одной ведущей колесной парой. Здесь высоки механические потери, а излишняя масса агрегата и некоторая потеря динамики при равномерном движении, ухудшают экономичность и эффективность. Из-за сложной конструкции у полного привода автомобиля низкая надёжность, например, автомастера жалуются, что часто требуется ремонт муфты хендай.

И все же, перечисленные недостатки полноприводных автомобилей лишь подчеркивает их достоинства. Кроме повышения внедорожных качеств транспортного средства, привод на все колеса автомобиля обеспечивает более безопасное движение на скользкой дороге и облегчает управление автомобилем в сложных ситуациях. При спокойной езде по сухим дорогам с твёрдым покрытием полный привод вспоминается лишь повышенным расходом топлива.

Выбор коробки передач по ее эксплуатационным свойствам

Коробки передач по типу подразделяются на коробки:

с переключением передач вручную, так называемая механическая КПП;
с автоматическим переключением скоростей, так называемый «автомат».
Механическая коробка передач.

Преимущества:

  • невысокая цена;
  • простая конструкция;
  • небольшой расход горючего при её эксплуатации;
  • повышенная динамичность системы, способная к резкому изменению режима движения.

Недостатки:

  • некоторый дискомфорт в управлении, особенно в длительных «пробках», где необходимо часто манипулировать ножными педалями и рукояткой коробки;
  • умение плавно включать сцепление и подбирать требуемую передачу для движения автомобиля.

Автоматическая коробка переключения передач и некоторые ее виды

«Автомат» (автоматическая коробка переключения передач) осуществляет выбор скоростной передачи самостоятельным путем, что для водителя создает определенный комфорт в вождении легкового автомобиля.

Пионером в этой области была АКПП, получившая позже название классический «автомат». Отличие от МКПП также и в том, что отсутствует прямое взаимодействие между силовой и ходовой частью. Прототипы таких изделий имели большую массу и увеличенный расход топлива.

Следует выделить так называемого «робота» («автомат» роботизированного типа, где включение и выключение скоростей производится автоматическим путем, но нет в наличии гидротрансформатора, отвечающего за плавность включения скоростей. Как это ни банально, такой «робот» представляет собой механическую КПП с сервоприводами, где водитель освобожден от работы с ручным приводом и сцеплением. Такой агрегат носит название секвентальной КПП, работающей в режиме «автомат» и «ручное управление», как, к примеру, в BMW, где установлены АКПП типа SMG.

Высокофункциональным агрегатом можно считать так называемый «вариатор» (CVT) с двумя дисками образующий топологическую фигуру – тор. Он так и называется – торовый вариатор. Его преимущество – плавное изменение момента кручения. Он легче автоматических и механических КПП, и обеспечивает меньший расход топлива.

Автоматическая КПП DSG проявилась на автомобилях марки Audi. Это, практически, альянс 6–ступенчатой «механики» и модернизированного «автомата», что дает возможность одновременного использования 2–х скоростей. Так, при движении на 4-ой скорости, сцепление 5–ой уже включено, и для ее использования нужно просто переместить рычаг в требуемое положение.

Еще одна разновидность АКПП — «робот» с 2 сцеплениями, которые избирательно связаны с применением четных и нечетных передач. Отличается мягким ходом и часто применяется на спорткарах. Преимущество – почти мгновенное включение необходимой передачи. Недостатки – повышенная шумность и дороговизна.