Раздаточная коробка

Необходимость раздаточной коробки и её роль в трансмиссии

Раздаточная коробка или, как принято сокращать в разговорной речи, раздатка является составной частью трансмиссии автомобиля и предназначена для распределения крутящего момента от двигателя и коробки передач к ведущим мостам полноприводных машин. А через коробки отбора мощности для спецтехники она подключается к навесным узлам автомобиля.

раздаткаЧасто раздатка содержит в себе дополнительный функционал, такой как изменение величины крутящего момента путём включения пониженных или повышенных передач, наличие межосевого дифференциала и устройств для его полного или частичного блокирования, механизмов подключения или выключения отдельных мостов, электронных устройств для автоматического или полуавтоматического управления функциями.

Устройство различных типов раздаток

Укрупнённо и упрощенно раздаточная коробка может заключать в себя:

  • Первичный вал, на который непосредственно и поступает момент от коробки передач.
  • Вторичный вал или валы, которые передают момент к ведущим мостам. Обычно через карданные валы.
  • Механизм передачи вращения от первичного вала к вторичному. Это может быть зубчатое зацепление с промежуточным валом, цепной привод или угловое гипоидное зацепление.
  • Демультипликатор – устройство повышения передаточного числа для увеличения крутящего момента на колесах, что требуется на сложных участках движения.
  • Устройство дифференциального типа той или иной степени сложности для развязки ведущих осей между собой. Применяются самые различные варианты исполнения, механические симметричные и несимметричные дифференциалы, самоблоки, вязкостные и электронные фрикционные муфты, обгонные муфты.

Некоторые типовые схемы применения

Есть два самых частых случая использования раздаток в гражданских автомобилях.

Классическая внедорожная схема. Конечно, название условное, но так устроено множество всем известных автомобилей. Двигатель расположен продольно спереди, за ним в блоке смонтирована коробка передач. Дальше обычно жёстко, хотя бывают исключения, установлена раздатка. Спереди и сзади от неё отходят карданные валы к мостам. В самой раздатке использована четырехвальная схема с зубчатыми передачами или трёхвальная с мощным цепным приводом на дополнительно подключаемый вал. Как правило, имеются демультипликатор и механизмы управления. Часто предусмотрен и дифференциал.

Схема, применяемая на большинстве кроссоверов. Здесь основными ведущими колёсами являются передние, мотор в блоке с коробкой передач расположен поперечно, демультипликатор не требуется, а значит раздатка существенно упрощена. Её роль – развернуть момент на 90 градусов и направить его вдоль автомобиля к задним колёсам, где уже есть муфта, выполняющая роль дифференциала. Поэтому в раздатке, её здесь называют ещё угловым редуктором, использована только пара шестерён гипоидного зацепления.